Маркетинг

Как не платить Яндексу за фродовые лиды или конверсия с целью отправки форм после валидации

Как не платить Яндексу за фродовые лиды или конверсия с целью отправки форм после валидации?
За одни сутки мы получили около 12 фродовых лида, за которые Яндекс списал более 35 000 р. Яндекс вернул около 600 р. В связи с этим. Пришлось свернуть РК и искать новый способ стратегии с защитой от фрода.
Сейчас фродовый трафик — это один из самых обсуждаемых вопросов в контекстной рекламе. Проблема проявилась осенью 2022 г. в виде такого гигантского наплыва фейковых конверсий, какого в Яндексе еще не бывало. Конечно, фродовые заявки попадались и раньше, но составляли всего 10-20%, то есть были в пределах нормы. А теперь их количество может доходить до критической отметки в 90%.

В чем опасность фрода?

😢 Слив рекламного бюджета
Большинство рекламодателей перешли на оплату за конверсию. Как правило, цель - «отправить заявку». Оплата происходит в тот момент, когда заявка ушла. За фродовую заявку деньги тоже списываются, как за настоящую, пока вы не докажете Яндексу обратное.
Временное выпадение компании из конкурентной борьбы
Если наплыв фрода слишком большой, компании приходится защищать свои бюджеты и выходить из трафика. Например, у нас был целый месяц простоя, пока мы возвращали свои деньги из Директа.
Поломка алгоритмов автостратегий
Если вы используете автостратегию с оплатой за конверсию и с оптимизацией, а при этом у вас большой процент фродовых заявок, то система воспринимает фродеров как вашу ЦА, за которую вы «готовы» платить. Она обучается на них, подбирает похожих и продолжает «гнать» некачественный трафик на ваш сайт.
Эта статья будет полезна думающим специалистам:

  • интернет-маркетологам компаний,
  • digital руководителям,
  • собственникам бизнеса.
В общем, всем тем, кто «за» эмпирический подход в контекстной рекламе, и «против» механических действий, которые не дают результата.

Почему достижение ИИ обернулось проблемой или история фрода

3 года назад алгоритмы Яндекса научились самостоятельно находить нужную целевую аудиторию и показывать ей рекламу с оплатой за конверсию. С тех пор мы платим не за клики, а за конверсии - заявки, звонки и заказы на сайте.

Это достижение ИИ обернулось новой проблемой. Появились недобросовестные пользователи (фродеры), которые намеренно скликивают ваш бюджет. Алгоритм беззащитен против них, потому что считает целевым того, кто совершил конверсию. ИИ фильтрует только роботов, не способен адекватно оценить поведенческие факторы и не может отсечь фрод от настоящей аудитории. В результате вы оплачиваете десятки фейковых заявок, из которых целевых только единицы.

Что же делать? Вернуться на 10 лет назад и снова покупать клики, вручную работая со ставками? Многие директологи старой школы всерьез считают, что нужно действовать именно так, и "ручка" - единственно правильный выбор. Я думаю иначе - и придумал более интересный и эффективный способ борьбы с фродом. Играем с ИИ по его правилам и побеждаем. Как именно?

Как узнать, есть ли у вас фрод?

Возможно, фрод у вас уже есть, но вы еще не знаете об этом. Рекомендуем проверить, чтобы своевременно защитить свой рекламный бюджет.

Фродовый трафик есть, когда:

  • количество некачественных заявок превышает 20% - то есть при проверке лида менеджеры не могут дозвониться до клиента, потому что номер не отвечает или вообще не существует;
  • за короткий промежуток времени произошел резкий скачок в количестве заявок, которые есть в Метрике, но отсутствуют в СРМ, и имеющиеся заявки оказываются фейковыми.
Мониторинг будет гораздо быстрее и точнее, если у вас есть правильно настроенная сквозная аналитика. Если ее нет, значит вы не передаете данные из Директа, Метрики в СРМ и обратно. Вы видите только кол-во обращений, а не их качество.
Финализируем проверку. Вы точно сливаете бюджет на фродовые заявки если:

1. У вас включен автотаргетинг со стратегией «Максимум кликов».

2. В ваших сетевых рекламных кампаниях процент отказов более 30%, потому что:
  • площадки периодически не чистятся (не добавляются в список запрещенных);
  • в статистике есть одна площадка, которая сжирает много бюджета, при этом не приводя ни одной конверсии.

3. В поисковой РК с широкими и околотематическими запросами используется стратегия «Максимум кликов».

4. В РСЯ используется таргетинг по широким интересам в сочетании со стратегией «Максимум кликов».

Итак, вы убедились, что фродовый трафик у вас есть. Давайте разберем что он из себя представляет и рассмотрим варианты решения проблемы.

Виды фрода и какой вред наносят

1) Сложные боты, порожденные ИИ

Изучив фродовые конверсии и выявилось, что эти боты имеют опыт достаточно реалистичного «человеческого» поведения. Они «гуляют» по сайтам и набирают у Яндекса определенные демографические и поведенческие факторы, то есть «имеют» пол, возраст, интересы. Все это усложняет работу защитных систем Директа от фрода.

Такой вот «нагуленный» бот кликает на контекстную рекламу и переходит на сайт. Что-то делает там около 15 секунд, после чего срабатывает программный код и система считает, что цель достигнута. А с рекламодателя списываются деньги.

Нередко, источником становится одна IP сеть, которая включает в себя миллионы адресов, которые постоянно меняются.

2) Фродеры или «Фродные люди»

Да, у каждого свои недостатки.🤣 За этим видом фрода стоят настоящие люди, которые совершают фейковые конверсии злонамеренно. Они «ходят» по сайту и потом заполняют заявку. Вводят имя, номер телефона и нажимают кнопку «отправить». Эти заявки попадают в СРМ. Вы начинаете их проверять и сталкиваетесь с тем, что номера либо недоступны, либо принадлежат людям, которые на самом деле заявку не оставляли.
Продолжение следует...